Об авторе

Поиск по сайту:

GUI.ruПерепроектируйте это немедленно!

Проектировать взаимодействие это вам не орешки щелкать

Алексей Копылов
15.09.2008Алексей Копылов

Комментариев:

5

Вопросы Роберту Шумахеру для издания GUI.RU

Продолжаю серию интервью с тренерами Юзабилити-марафона. На этот раз я задал ряд вопросов Роберту Шумахеру — директору американской юзабилити компании User Centric.

Уважаемый Роберт, скажите, пожалуйста, можно ли заранее подсчитать отдачу от инвестиций (ROI) в юзабилити конкретного продукта, и если да, то как?

Да, предсказать отдачу можно несколькими способами. Если кратко, то сначала оцениваются текущие значения юзабилити-метрик, (таких как, время выполнения задач, количество ошибок, коэффициент конверсии (соотношение зашедших на сайт к купившим товар или услугу) и так далее), которые затем применяются к конкретной модели производительности пользователя и/или к обоснованным оценкам результата перепроектирования. Например, если мы знаем, что выполнение некоего процесса занимает 100 секунд для выполнения, и также мы знаем, что благодаря оптимизации интерфейса мы можем ликвидировать некий шаг процесса (например, ручное копирование и вставку данных), мы экономим 10 секунд, следовательно, мы можем предсказать 10%-е повышение производительности при идеальных условиях.

Процесс оценки основан на понимании исходной ситуации, понимании того, что изменится и оценки того, как эти изменения скажутся на процессе взаимодействия пользователей с программным продуктом.

Измерения и оценка производительности пользователей никогда не бывают точными. Мы, как эксперты, должны быть осторожны в наших оценках того, какое влияние окажут наши рекомендации на конечный результат.

На успех продукта влияет то, как поставлена разработка интерактивного продукта. Например, многие члены команды могут исказить или испортить то, что сделал юзабилити-специалист. Как юзабилити-специалист может добиться того, что его результаты его работы сохранились до конца проекта?

У юзабилити-специалистов имеется много точек приложения сил. Редко, когда замеряются исходные юзабилити-метрики, редко процесс проектирования проходит с вовлечением пользователей, редко когда продукт тестируется на реальных пользователях, редко когда замеряются метрики нового продукта и, тем более, сравниваются с теми, что были в начале. Мы должны позиционировать себя как специалистов, которые оказывают влияние на все вышеперечисленные этапы.

Во-первых, на этапе исследования команда специалистов должна оценить текущую производительность пользователей. Почти во всех проектах делается допущение, что люди адаптируются к новой реализации продукта (в лучшую сторону). Но если у вас не будет хороших метрик, как вы сможете подсчитать эффект изменений? Нужно ставить конкретные цели: если ваш менеджер проекта делает оценку, что новая версия продукта, скажем, должна увеличить продажи на 20% и уменьшить количество ошибок на 5%, то это означает, что команда проектировщиков получает серьезную, измеримую цель.

Во-вторых, люди вне нашей области обычно воспринимают юзабилити как проектирование и тестирование. Все это правильно, но это только часть всего того, что мы делаем, – самая видимая… Требуйте, чтобы пользователи были вовлечны в процесс определения функционала и выработки требований, а также в сам процесс проектирования. Затем, критически оцените результат на реальных пользователях. Главная цель здесь – найти критические ошибки. Позже замерьте новые метрики и сравните их с изначальными. Так вы увидите, чего достигли. Продолжайте проектировать, тестировать, работать, улучшать и настраивать до тех пор, пока не достигнете результатов. Я описал идеальный процесс, но, в конце концов, мы, либо будем со щитом, либо на щите в зависимости от того, как воспримут продукт пользователи. Нужно научиться измерять производительность пользователей и затем внедрять позитивные изменения, которые ведут к достижению целей.

Создание юзабилити-лаборатории требует определенных денежных затрат. В каких случаях требуется стационарная юзабилити-лаборатория, а когда можно без нее обойтись? Какие есть альтернативы юзабилити-лаборатории.

Создать лабораторию достаточно просто и относительно недорого в базовом варианте. Есть компании, у которых всего одна видеокамера (аналоговая или цифровая) но и этого уже достаточно. Многое зависит от того, что вы пытаетесь сделать с записанными данными. Насколько точными они должны быть? Если вы хотите получить общую реакцию от пользователей, то простого и недорогого решения будет достаточно. Если вы фиксируете время и фиксируете нюансы поведения, то требуются более сложные технологии. Если для того, чтобы ответить на некий вопрос требуется изучить движения глаз респондентов, то потребуется серьезное, весьма дорогое оборудование. По моим ощущениям многие компании при покупке лаборатории сорят деньгами.

Если вы в состоянии выделить специально место в вашем же помещении, при условии, что тестировния не надо проводить на другой площадке, то предпочтительнее сделать стационарную лабораторию – вы избежите проблем с настройкой оборудования и с его заменой. Если же у вас нет лишнего места, тогда мобильная лаборатория - это то, что надо.

Похоже, что сейчас вложения в цифровую лабораторию сравнимы вложениями в аналоговую лабораторию. Есть ли смысл создавать аналоговую лабораторию?

Я не соглашусь, что вложения сравнимы. Аналоговая лаборатория и сейчас дешевле. Она имеет смысл, если у вас полно старого оборудования и нет лишних денег. Тем не менее, цифровая не намного дороже. Если у вас есть бюджет, то не советую вкладываться в аналоговую лабораторию.

И сейчас нередко аналоговые камеры используются для того, чтобы снять естественное окружение, и этого вполне достаточно. Недавно я прочел статью про то, как довольно известная американская авиакомпания для тестирования все еще использует одну видеокамеру, которая находится за респондентом и направлена на экран. Расходы на такое оборудование ничтожны.

Многое зависит от того, что вы хотите делать с видеозаписями. Мы снимаем массу видео, но большинство записей никто не просматривает и никак не обрабатывает.

Комментарии (5)

RSS feed for comments on this post | TrackBack URI

Геннадий Драгун16.09.2008 12:19
1

Роберт представляет точку зрения на юзабилити со стороны компании-консультанта. Мне кажется, советы менее пригодны в случае внутреннего юзабилити отдела в компании.

Алексей, спасибо большое за серию интервью. Было бы интересно прочитать беседу с Наоми.

Николай В.19.09.2008 21:50
2

Довольно занимательное интерьвью, скоротал время. Спасебо Алексей.

Витя30.09.2008 11:52
3

у меня весь текст в какой то абракадабре…. что делать? помогите (kemuk1988 @ ya.ru)

4

Вроде бы ничего нового не сказал. Вроде бы всё давно слышали. Однако, на практике на практике проблемы ровно такие: сначала экспериментальной фазе уделяют минимум внимания, а потом спрашивают про РОИ юзабилити. И это независит от того, снаружи юзабилисты или внутри.

test09.04.2009 02:24
5

Вроде бы ничего нового не сказал. Вроде бы всё давно слышали. Однако, на практике на практике проблемы ровно такие: сначала экспериментальной фазе уделяют минимум внимания, а потом спрашивают про РОИ юзабилити. И это независит от того, снаружи юзабилисты или внутри.

Оставить комментарий