Об авторе

Поиск по сайту:

GUI.ruПерепроектируйте это немедленно!

Проектировать взаимодействие это вам не орешки щелкать

Алексей Копылов
11.01.2007Алексей Копылов

Комментариев:

21

Итоги 2006 года

Хочу подвести итоги прошедшего года с точки зрения рынка проектирования интерфейсов. Так как данный рынок напрямую связан со сферой информационных технологий, то и ключевые события в мире ИТ непосредственно влияют на него.

Нынешним пользователям ежедневно приходится взаимодействовать с целым набором устройств, многие из которых являются мобильными. При проектировании пользовательского интерфейса необходимо учитывать контекст, в котором устройство используется, в том числе наличие иных устройств. От проектирования отдельных интерфейсов мы должны переходить к проектированию целостной среды. Все эти проблемы ставились и решались в классической эргономике (для производственной деятельности), а теперь повторно ставятся в контексте повседневной деятельности человека.

В эргономике рассматривается не только взаимодействие человек-компьютер, но и человек-человек, человек- коллектив, человек-организация, коллектив-коллектив и так далее. Можно эти виды взаимодействий именовать терминами по последней моде: h(uman)2c(omputer), h2s(ocial), s2s, h2h, и т.д.

Такой отход от классического проектирования, когда мы были ограничены рамками монитора и клавиатуры, предполагает значительное расширение целей, которые мы преследуем и расширение применяемых при этом инструментов.

Рынок проектирования взаимодействия в России

  • Развитие рынка в целом
    Российский рынок проектирования пользовательских интерфейсов стремительно развивается: большинство крупных компаний, разрабатывающих программное обеспечение (для себя или на заказ) реально озаботилось проблемой сложности создаваемых ими продуктов. Они поняли, что проектированию интерфейсов нужно уделять самое пристальное внимание.
    На популярных Job сайтах регулярно появляются новые вакансии, которые содержат такие слова как «юзабилити»/«usability специалист», «проектировщик ПИ». Эти вакансии подолгу не закрываются, что говорит о серьезном кадровом голоде. Можно говорить, что именно этот голод существенно ограничивает развитие данного рынка в целом. Но, к сожалению, не все работодатели имеют представление о конкретных требованиях к проектировщикам, в описаниях вакансий часто встречаются абсурдные вещи — например, проектировщик должен программировать и/или рисовать пиктограммы. И даже если работодатель представляет, что (в общем) должен делать такой сотрудник, оценить его (сотрудника) квалификацию практически неспособен.
  • Пена дней
    Появилась «пена» в виде «специалистов» или «специализированных компаний», не осознающих (скорее всего, к сожалению, намеренно) всей сложности процесса проектирования интерфейса. Они пользуются тем, что требования рынка к таким специалистам несформированы. Да и не все заказчики (как и работодатели) имеют возможность оценить качество работы и адекватность привлекаемых специалистов. Часто горе-юзабилисты, осознанно или нет, потакают заказчику, опуская важные этапы работы.
    В 2007 году появятся разочарованные и наученные клиенты, поработавшие с такими специалистами. Это ситуация нормальная и естественная для любого растущего рынка.
  • Соцсети
    Внедряемые в веб-проекты социальные сети широким косяком пошли в Рунет. Лишь часть из них создается вокруг определенной услуги или продукта. Многие же проекты делаются «про запас» без четкого понимания, что можно и нужно сделать со сформированной сетью. При этом большое количество проектов толпятся в одной нише. Самая популярная из них - универсальная соцсеть с чрезвычайно насыщенным функционалом в стиле MySpace или LiveJournal.
    На мой взгляд, сейчас в этой нише не хватает проекта с исключительно простым интерфейсом, которым смог бы привлечь не подростков, которые и так уже пользуются одним из подобных ресурсов, а их мам и пап. Для проектировщиков важно осознавать сложность формирования сети. Одними стандартными интерфейсными подходами и инструментами здесь не обойтись — необходимо привлечение специалистов по социальной психологии.
  • WUD
    Впервые в России проведен Всемирный день юзабилити, с чем нас всех можно поздравить. Причем было два события для разных аудиторий, о чем мы уже писали (здесь и здесь). Думаю, что в следующем году событие будет еще более «звучным».

Рынок проектирования взаимодействия в мире

  • User Experience продуктов и услуг
    User Experience ИТ-продуктов становится основным конкурентным преимуществом на рынке. Знаковое событие — появление сайта Microsoft Design Center. Как видим, самыми большими буквами на этом сайте подается лозунг «A Changing Culture». Такой поворот сознания пережили все ведущие производители программных платформ.
    То же самое происходит сейчас и в мире Open Source. Невооруженным взглядом видно, что программисты Mozilla Foundation использовали полный цикл проектирования пользовательского интерфейса (в том числе юзабилити-тестирование) при разработке своего браузера FireFox. И этот фактор, очевидно, внес свой вклад в его популярность. Другим хорошим примером является «Linux с человеческим лицом», (проект Ubuntu).
  • Классические настольные приложения становятся маргинальными
    На примере наших проектов за прошедший год видно, что происходит стремительное сокращение расстояния между веб-приложениями и настольными (desktop GUI), причем «движение навстречу» происходит в основном со стороны веба. Кончилось время, когда достаточно было знать стандарты популярной настольной среды исполнения (Windows, Linux, MacOS).
    Новые точки приложения сил проектировщиков ПИ — веб-сервисы, построенные на основе идеологии Ajax, разнообразные мобильные приложения (SMS, голосовые). Необходимо использовать новые подходы и методики проектирования. Например: традиционный анализ log-файлов не работает для Ajax-приложений; классическое юзабилити-тестирование плохо работает для тестирования мобильных устройств. Google, Microsoft, Yahoo и другие титаны пытаются создать автономную рабочую платформу для приложений будущего. Пока это лучше всех получается у Google.
  • Соцсети в мире
    Соцсети стали культурным феноменом, охватив самые широкие массы. Рождается большое количество сетей для узких сегментов.
    Популярный Web 2.0 — это, как раз, в первую очередь взаимодействие, а технологии лишь обеспечивают его.
  • Микроформаты
    Использование микроформатов позволяет реализовать концепцию семантической сети с «заднего хода». Об этом мы тоже писали ранее.
  • Развитие методики персонажей
    Вышло еще две книги по созданию персонажей: методика становится совершенно доступной для всех проектировщиков.
  • Nintendo Wii
    Nintendo Wii берет рынок не гигагерцами и гигабайтами, а новым способом взаимодействия. Продукт явно станет вехой игровой индустрии. Будем ждать симметричного ответа от Sony и MS.

Интересно услышать мнение читателей: Что важного с вашей точки зрения произошло в прошлом году и что нас ожидает в этом?

Комментарии (21)

RSS feed for comments on this post | TrackBack URI

Удалов Андрей11.01.2007 21:19
1

Повальное распространение rss;
появление активности в создании инструментов проектирования ( Microsoft Expression Interactive Designer, Axure);

Efreeti11.01.2007 23:48
2

Почему в AJAX прилложениях нельзя анализировать логи? Понятно, что со стороны программы нет возможности засечь всё, но нужное - вполне.

Dimatsu12.01.2007 00:21
3

Ништяк Леха. Как всегда понятно и без пафоса разложил что называется по полочкам. В эту пятницу будем пить не просто так, вторые 100 гр. за тебя.

4

2Efreeti
Конечно можно, но как могут пригодится классические логи для анализа использования GMail?
Появляются первые ласточки, системы для анализа поведения пользователей на Ajax сервисах. Не могу прямо сейчас, к соэалению, вспомнить одну из типичныхз систем.

5

1) Почти 300% рост популярности юзабилити
Согласно статистике запросов Yandex (http://wordstat.yandex.ru) в январе “юзабилити” (и фразы) искали 491 раз, а в декабре уже 1445.

2) Рынок юзабилити-услуг в России начал постепенно разделяться на две области: одни специалисты занимаются критикой, а другие конструированием. Одни неаргументированно критикуют (”пЕняться”) дизайн веб-сайтов и приложений, а другие анализируют пользователей и задачи и проектируют _полезные_ и _удобные_ интерфейсы. Правда последние иногда вынуждены заниматься критикой, но аргументированной, чтобы продемонстрировать заказчику низкое юзабилити его продукта.

3) Сближение веб-юзабилити и SEO.
Я очень часто наблюдаю вопросы владельцев сайтов да и самих SEO-специалистов на всевозможных seo-форумах: “траффик большой, пользователи релевантные, но, блин, не покупают/не регаются/не звонят. В чем проблема? Оцените плиз юзабилити”. Этот часть рынка юзабилити лишь немного занята, да и то “пеной”.
На мой взгляд, интерес к юзабилити намного быстрее распространяется в Интернет, нежели среди десктопных приложений. Думаю, что отчасти это связано с web2.0-взрывом и ростом популярности услуг по продвижению сайтов в поисковых системах (слово “seo” (и фразы) искали на яндкесе 3640 в январе и 10324 в декабре), те же 300%, что и в случае с “юзабилити”).

4) С выходом на сцену психологов и инженерных психологов в 2006 начался длительный этап расширения понятия “юзабилити” до “user experience”.
Последняя статья 2006-го года Димы Павлова “Мифы о юзабилити” спровоцировала бурную дискуссию на тему: человек vs. персонаж. Юзабилити это не только выяснение целей и задач пользователя, но и его мотивов, потребностей, способностей, установок, личностных особенностей. Человек - шире, чем “персонаж”, это не только субъект деятельности со своими целями (как у Купера), но и индивидуальность. Первая новинка от Apple iPhone в этом году довольно хорошо иллюстрирует мою мысль: помимо удобного (не видел, но почти на 100% уверен) интерфейса, этот телефон дарит и эстетическое наслаждение и чувство уникальности (от обладания столь кульной вещи).

Но что позволено Юпитеру, не позволено быку. Поэтому юзабилити в России на ближайшее будущее - это в первую очередь создание а) полезных, б) удобных _персонажу_ интерфейсов. Делать Мерседесы и АйФоны мы будем тогда, когда каждый второй пользователь будет иметь только позитивный опыт работы с компьютером.

Должно пройти еще несколько поколений, прежде чем появяться программисты, которые не знают, что такое Turbo Vision, Object Window Library, которые никогда не видели редактор ресурсов в VS 6 или в VS 2003, которые не создавали визуальных ActiveX контролов при помощи ATL/WTL и COM/DCOM.

5) Юзабилити наконец-таки получил поддержку Microsoft.
Во-первых, это Microsoft Expression Studio - окнончательное отделение интерфейса от бизнес-логики.
Во-вторых, как уже написал Алексей, - появление Microsoft Design Center (http://microsoft.com/design/).
Наверное по значимости это самые важные события для юзабилистов и программистов.
Да, я кстати очень надеюсь, что по MS сделают нормальную, юзабельную IDE для программистов (вы посмотрите на VS6 или на 2003 с точки зрения юзабилити…). Программист - тоже пользователь и у него очень бэд экспириенс!

6) Начало активного использования большого числа удобных и полезных веб-приложений.
GMail, Google map, Flickr, Linkedin, del.icio.us и других. Это позволяет пользователям наконец-то увидеть юзабилити, пусть они даже не знают что такое “юзабилити”, главное - это формирование у них положительного опыта использования компьютера.

7) Появление openid.
Openid - децентрализованная система авторизации/аутентификации. См. мою заметку об этой технологии на блоге guicci (http://guicci.ru).

8) Начало проекта sup.ru с участием Антона Носика.
Алексей написал про слабенькое юзабилити у ЖЖ. Но буквально сегодня я узнал про sup, они как раз и собираются адаптировать LiveJournal под российскую аудиторию (перевод, улучшение юзабилити и т.д.), которая значительно отличается от Западной (у них там 18-летние, у нас - писатели, политтехнологи, на подходе политики).

Вот вроде и все, что в голову пришло :)

6

Да, совсем забыл:
9) Появление нового вида юзабилити-инструментов автоматического тестирования.
CrazyEgg, ClickDensity - инструменты для анализа кликов серферов. Просто супер-штука: 1) визуально видно куда люди кликают на странице, 2) элементарно встраивается (нужно прописать 2 строчки в html-коде веб-страницы).

Эти инструменты теоритически годятся и для количественного тестирования AJAX-приложений. Я сам еще не проверял (ну нету у меня пока своего AJAX-приложения :) Но ведь как работает эта штука: определяет источник клика и его координаты и потом в отчете помечает это место точкой. Больше точек - ярче цвет, получается эдакий heat map.

7

Да, кстати:
10) “Дизайн повседневных вещей” Нормана перевели на русский :)

Турист14.01.2007 18:21
8

Александр, Вы правы, в последнее время оптимизаторы и владельцы сайтов (читать хозяевы фирм, менеджеры и проч.) стали задумываться над юзабилити.

9

[…] Эти итоги я опубликовал как комментарий к заметке Алексея опылова. Но почему-то дискуссии не получилось - только один коментарий :( Поэтому я решил опубликовать мое дополнение к статье Алексея в этом блоге, в надежде на плодотворную беседу :) […]

10

Вот как хорошо — была одна статья, а теперь две!

11

[…] Эти итоги я опубликовал как комментарий к заметке Алексея опылова. Но почему-то дискуссии не получилось - только один коментарий :( Поэтому я решил опубликовать мое дополнение к статье Алексея в этом блоге, в надежде на плодотворную беседу :) […]

12

:))))

Гнус19.01.2007 14:55
13

“Первая новинка от Apple iPhone в этом году довольно хорошо иллюстрирует мою мысль: помимо удобного (не видел, но почти на 100% уверен) интерфейса, этот телефон дарит и эстетическое наслаждение и чувство уникальности (от обладания столь кульной вещи). ”

Вот именно что не видели. На сайте Лебедева в разделе “Бизнес-линч” этому интерфейсу досталось по полной программе. Поделом.

Alexander Sergeev20.01.2007 01:49
14

“Вот именно что не видели. На сайте Лебедева в разделе “Бизнес-линч” этому интерфейсу досталось по полной программе. Поделом. ”
Вы зря думаете, что Лебедев держал в руках iPhone :) Наверное, он также как и все мы смотрел презентацию Стива Джоббса :)

Кстати, Лебедев запутался :) . Сравните:
“В-третьих, телефон без кнопок — говно, потому что за рулем уже номер на ощупь не наберешь. И эсэмэску не отправишь нормально.”
и
“В целом ничего особенно нового «Эппл» не представил, кроме скорости и хорошего интерфейса.”

Да и вообще, этот бизнес-линч - прикольный фарс и стёб, чистапоржать :)

Кстати, сегодня получил по рассылке voxru.net:
“Развитию рынка должны способствовать рост функциональности, увеличение объёмов памяти и уменьшение стоимости MP3-плееров и музыкальных сервисов. Снижение цен на флэш-плееры ударит по MP3 CD-плеерам. Этот сегмент рынка существенно замедлится. С другой стороны, обострится конкуренция между производителями HDD- и флэш-плееров. В связи с этим, любопытно посмотреть на предпочтения пользователей Рунета относительно конкретных марок MP3-плееров. В пятерке лидеров, по данным нашего опроса, находятся Apple iPod (32%), Sony (29%), iRiver (24%), Samsung (24%), Panasonic (18%). Популярной останется также продукция NEXX (13%), Philips (11%), LG (11%), Creative (8%), BBK (6%), MPIO (5%). Таким образом, благодаря усилиям компании Apple, выпустившей iPod, ставший хорошим стимулом для развития HDD/MP3-плееров, этот сегмент будет демонстрировать значительный рост.”
Как видно, iPod лидирует… Стиль пользуется спросом.

И даже вы своим постом показали, что стиль в спросе - студия Лебедева делает стильные вещи и пользуется из-за этого большой популярностью и у вас и у меня и у многих других.

Дмитрий Павлов20.01.2007 19:03
15

С Лебедевым можно согласиться по поводу кнопок, но есть одно НО.
контекст. телефон от Эппл не предназначен просто для тех, кто пользуется телефоном в кармане.
да и за рулем. знаете ли, вообще запрещено юзать телефон за рулем. тем более в Америке.

посмотрел keynote Джобса (чего и всем желаю) - очень много становится понятно.
честно - лучшего решения на данный момент для тех задач, которые заложили “яблоки” в телефон, было не найти. к сожалению, нет еще сейчас тачскринов с тактильной обратной связью.
минус отсутствия тактильной ОС в айфоне с лихвой компенсируется продуманностью интерфейса под очень конкретные задачи.

Junior20.01.2007 22:39
16

“Вот именно что не видели. На сайте Лебедева в разделе “Бизнес-линч” этому интерфейсу досталось по полной программе. Поделом.”

Лебедев просто злится, что ему такие вещи не сделать никогда. :) Только и остается, что докопаться до ногтей на картинке.

Я поначалу тоже думал, что телефон без кнопок набора, это не удобно. Но скорее всего - просто очень не привычно. Я попробовал понаблюдать за собой, когда пользуюсь телефоном и понял: практически всегда я смотрю на экран.

По поводу статьи. Сам отчетливо замечаю, что интерес к качественным интерфейсам возрос за год. Я не специалист в UI, но направление очень интересное для меня! И вот на прошлой неделе одна знакомая уже просит “по дружбе” оценить их сайт с точки зрения удобства :) Забавно.
Хочу пожелать всем, что бы за 2007 год интерес к направлению не спадал!

17

2Junior. Наверняка будут шорткаты в виде жестов для вызова самых часто-набираемых телефонов. Например, “рисуешь” пальцем букву “Z” на экране и сразу же набираешь жене. С внедрением в аппараты гироскопов можно будет вызывать нужного абонента с помощью особого взмахивания аппаратом или тряски.

18

Типа Zorro едет домой :)

Про тряску - очень интересно. Я так понимаю, этот вид взаимодействия уже реализован в Nintendo Wii ?

19

В Wii да, и еще есть мобильные телефоны (от Samsung кажется) в котором наклоны и тряска применяются для встроенных игр. Еще слышал, что есть прототип, в котором можно вызывать абонента рисуя мобильником фигуры в пространстве.

Дмитрий Павлов23.01.2007 20:57
20

в одном из Самсунгов была такая фича: по движению в определенную сторону запускается та или иная функция

Junior27.01.2007 23:02
21

>> Еще слышал, что есть прототип, в котором можно вызывать абонента рисуя мобильником фигуры в пространстве.

Представляю, что быдет твориться в общественном транспорте, если вдруг пробка на дороге утром в понедельник. Все начнут звонить на работу, предупреждать о задержке и… начнется мордобой :)

Оставить комментарий