Об авторе

Поиск по сайту:

GUI.ruПерепроектируйте это немедленно!

Проектировать взаимодействие это вам не орешки щелкать

Алексей Копылов
06.02.2007Алексей Копылов

Комментариев:

3

Проектирование от Microsoft. Экскурс в историю

Вспомним, как в книге «Рабы Майкрософта» Дуглас Коупленд описал разработку программ внутри компании: в ход шли молодость программистов, их зашкаливающие амбиции, бешеная скорость разработки. Это, плюс умелое выстраивание монополии, позволяло Microsoft занимать рынок с помощью сырых продуктов, которые только к третьей версии становились полезными для реального использования. Книга была впервые издана в 1995 году и отражает ситуацию в компании на тот момент. Это был расцвет определенного этапа развития культуры коммерческого программирования. Главное — быстрее занять рынок, а далее можно постепенно совершенствовать продукт.

Юзабилити-лаборатории в компании появились достаточно давно, по словам менеджера московского представительства Microsoft Юлии Аресновой — еще в 1989-м году появилась первая лаборатория, а 1992-м году вторая, а в 1995-м появилась специальная лаборатория «Microsoft Home», которая являлась имитацией жилого помещения. Респонденты могли в естественных (с натяжкой) для себя условиях выполнять задания юзабилити-специалистов с продуктами одноименной серии «Microsoft Home» предназначенными для домашнего использования. В эту серию входили такие мультимедийные продукты как Microsoft Encarta, Microsoft Bookshelf, Microsoft Dinosaurs, и любопытный Microsoft Bob (который провалился, подарив нам на какое-то время знаменитого малоадекватного «Скрепыша» в офисных продуктах).

Руководство Microsoft серьезно тогда озаботилось созданием качественных интерфейсов в первую очередь для домашних пользователей. Вспомним — домашняя Windows 95 имела массу нововведений в интерфейсе, типа панели задач, мастеров, справочной системы, основанной на конкретных задачах. Корпоративная Windows NT долгое время имела устаревший интерфейс Windows 3.X поверх таких прогрессивных для того времени черт, как истинная многозадачность и высокая стабильность.

Что изменилось с тех времен? По свежим сведениям (на 2006 год), сейчас в компании 43 лаборатории, в которых проводится 1100 отдельных исследований с привлечением десятка тысяч реальных пользователей. Цифры весьма впечатляют. Мало того, не так давно Microsoft запустила специальный промо-сайт Microsoft Design Center, главным посланием которого являются слова (позволю себе привести цитату):

«Good user experience is now common in the consumer space, and it’s the next domain of differentiation in the enterprise. Effective user experience in software and computing is not perceived as a nice surprise when we find it—it’s now an expectation that our experiences will be pleasant, secure, productive, delightful, useful, and adaptive. If it’s not in your product or service, you’re not in business—at least for very long».

Мой вольный перевод на русский:

«Положительные впечатления от использования продуктов не является чем-то необычным для потребительской сферы, и именно это станет следующим способом выделиться на корпоративном рынке. Эффективное взаимодействие программного продукта с пользователями не воспринимается в качестве приятной неожиданности — оно необходимо для того, чтобы достичь ощущения безопасности, продуктивности, удовлетворенности, полезности и гибкости при его использовании».

Полный текст нового манифеста Microsoft хочется отлить как минимум в бронзе и поставить во дворе каждого бизнес-центра!

Если прямо сейчас пристально посмотреть на продукты компании, то результаты усилий видны в первую очередь на примере продуктов для домашнего использования и малого бизнеса. Корпоративные продукты все также неуклюжи и трудны в использовании. Отчасти это связано с консервативностью корпоративного мира, но в большей степени сложившейся культурой разработки, которая основана на тоннах исходного кода и подходах, хорошо зарекомендовавших себя на протяжении десятков лет.

Теперь условия изменились, и крупные компании кинулись наперегонки переделывать свои корпоративные продукты. В компании SAP R3 существует огромное количество юзабилити-специалистов, но нужен Геракл, чтобы расчистить авгиевы конюшни неэффективных интерфейсов за один день. Даже то, что SAP уже не в первый год спонсирует конференцию ACM SIGCHI и ведет общедоступный портал SAP Design Guild, очень медленно влияет на основной продукт.

Microsoft же резво бросилась несколько лет назад на достижение нового фронтира, и осуществляет это весьма последовательно. Понятно, что делается это в первую очередь из маркетинговых соображений (изменить общественное мнение), тем более, что положение монополиста позволяет сообщать о своих планах на ранних этапах разработки. Так, если вы сравните сладкую троицу: Google, Apple и Microsoft, то обнаружите, что именно последняя сейчас является наиболее открытой компанией, если речь заходит о новых разработках. Доказательства: сайт Microsoft Research или блоги непосредственных разработчиков. Например, полтора года многие пристально следили за великолепным сериалом от Jensen Harris. Такого уровня откровенности вы не найдете ни в стане Apple, ни в Google. Нечто подобное есть только в мире Open Source.

К чему такой длинный экскурс в историю? К чему я клоню? А к тому, что на радостях раскрытия специалисты Microsoft выложили на сайте Microsoft Design Center весьма и весьма любопытный документ, касающийся особенностей проектирования новой версии своего корпоративного продукта «Microsoft Dynamics». Вот о его содержании я и расскажу подробнее в моей следующей статье.

Комментарии (3)

RSS feed for comments on this post | TrackBack URI

Antirek12.02.2007 12:01
1

Это, в общем-то, не об ГУИ, но все же.

Где-то недавно обсуждалось про Киберлордов - владельцев информационной инфраструктуры. Так это еще у Коупленда упоминается.
Мистер Андервуд - герой Матрицы и все той же книги.
А постоянно упоминающиеся в книге бренды говорят, что мы все еще живем в девяностых годах. Книга современника.

Alexei Puzikov02.03.2007 00:50
2

Tak chto tam po povodu dokumenta? Ochen’ interesniy, kstati.

3

[…] В прошлой статье я коснулся темы, каким образом в компании Microsoft проектирование интерфейсов внедрялось в процесс разработки программных продуктов. Теперь кратко посмотрим, что же происходит сейчас в корпорации. […]

Оставить комментарий