Об авторе

Поиск по сайту:

GUI.ruПерепроектируйте это немедленно!

Проектировать взаимодействие это вам не орешки щелкать

Алексей Копылов
23.03.2006Алексей Копылов

Комментариев:

14

На смерть форумов

Практически всякий уважающий себя интернет-ресурс несет на своем борту форум (message board), где постоянные посетители сайта обсуждают содержание, обмениваются опытом, знакомятся, просто треплются. Форум есть классический способ поддержки сообщества вокруг того или иного интернет-ресурса.

Развитие интернета привело к тому, что роль виртуальных сообществ для успешного ведения бизнеса только возрастает. В последнее время, проектируя сложные сайты, я обнаружил, что современные форумы все чаще не годятся для реализации предъявляемых требований к ним. Андрей Седельников описал свое видение идеального форума, но, на мой взгляд, даже идеальный форум обладает серьезными недостатками (в порядке важности).

Отрыв сообщений от содержания сайта

Есть новостные сайты, где при клике на ссылку «Обсудить новость» посетитель попадает на главную страницу форума (что совсем плохо), есть другие новостные сайты, где автоматически под каждую новость автоматически создается соответствующая тема для обсуждения и посетитель попадает уже в нее (что гораздо лучше). Но, в любом из этих случаев форум находится в одном месте, а новость для обсуждения в другом. Форум является герметичной или полугерметичной системой с собственной навигацией, часто с собственным графическим оформлением. Такой подход годится для случаев, когда сама содержательная часть сайта (все, что не входит в форум) не является центральной и не является главной причиной для обсуждений его содержания на форуме. Хороший пример: сайт http://ixbt.com. Но если сайт продают некие услуги или продукты, то отрыв общественной части сайта от содержательной неизбежно разваливает его на части, что вредит целостности восприятия и использования ресурса.

Привязка каждого сообщения к одной конкретной категории

Присваивание каждого сообщения единственной тематике не позволяет быстро находить полезное содержание. Пример: если в результате работы коллективного разума было найдено некое полезное решение, то приходится просматривать массу сообщений для его обнаружения. В текущих форумах эту проблему решают с помощью ручного создания FAQ’ов – но если бы был неких простой механизм для присваивания конкретному сообщению признака «solved» и автоматически создавалась бы тема для найденных решений, то полезной информации в форумах был бы больше, а ее нахождение быстрее.

Разделение генерируемого содержания на личное и общественное

Интересная проблема, связанная с тем, что форум растворяет в себе вклад каждого участника. Роль личности в истории известна – поддержка желания большинства людей быть услышанным и понятым может сильно повысить активность участников. Часто применяется система оценки (рейтингования) как конкретных сообщений, так и участников в целом, но этого недостаточно. Я не встречался с такими реализациями, где можно было бы найти все топики, созданные заинтересовавшим меня участником и все комментарии, что он оставил в разных местах. То есть присутствие человека размазано по различным топикам форума. Личное содержание нередко реализуется в виде специальной страницы-профиля, где участник может выкладывать свои собственные статьи, мысли и так далее. Таким образом опять имеем дробление полезного содержания вредит целостности использования ресурса (user experience).
Первая из проблем является фундаментальной, остальные две могут быть исправлены грамотной реализацией, но весь фокус в том, что относительно новый и набирающий дальнейшую популярность способ поддержки сообществ посредством блогов гармонично вписывается почти в любые типы сайтов, особенно зарабатывающие деньги с помощью продажи услуг и продуктов. В отличие от форумов, блоги можно привязывать ко всем структурным единицам содержания сайта какими «малозначащими» они бы не были: к анонсируемым событиям; к описаниям товаров и услуг; к процессам, поддерживаемым сайтом; к персоналиям; к статьям, то есть буквально ко всему. Кроме привязанных блогов (к содержательной части) полезно создавать тематические блоги, которые, по сути, похожи на форумы и здесь необходимо использовать готовые форумные наработки.

Используя механизм блогов, пронизывающих весь сайт, грамотную систему категоризации, фильтрации и модерации, можно сделать так, что заинтересованные посетители будут круглосуточно работать на владельца и его бизнес.

Комментарии (14)

RSS feed for comments on this post | TrackBack URI

netklon24.03.2006 01:35
1

Я не встречался с такими реализациями, где можно было бы найти все топики, созданные заинтересовавшим меня участником и все комментарии, что он оставил в разных местах.

Invision Power Board это умеет.

Вообще IPB выстраивает интересную концепцию построения сайтов-порталов “от форума”. То есть изначально любая еденица информация может быть представлена как пост в форуме. Разумеется такой подход не для любого сайта, но вроде на сайтах-сообществах он работает неплохо.

frst24.03.2006 11:30
2

1 - решается оформлением, вообще не вижу проблемы
2 - разделы, теги
3 - на forum.ru-board.com это делается выносом в первый пост краткого содержания, на digg есть фильтр по рейтингу, выбирайте…

воду льёте ;) в отличии от андрея

Tatyana24.03.2006 12:35
3

Отлично, все верно, готовая инструкция! Заметка получилась очень кстати. Вы позволите опубликовать ее в Библиотеке Сайтостроительства (http://design.i2r.ru)? С указанием автора и ссылки на этот блог?

Alexander Saltanov24.03.2006 13:17
4

Давай сделаем грамотную систему, в чём вопрос — всё, что ты описал очень просто делается. Сложно делается интеграция, да и то, потому, что любая интеграция двух различных продуктов (здесь: CMS, if any и форума) не очень простая задача.

Иван А. Ильин24.03.2006 13:55
5

Используя механизм блогов, пронизывающих весь сайт, грамотную систему категоризации, фильтрации и модерации, можно сделать так, что заинтересованные посетители будут круглосуточно работать на владельца и его бизнес.

А он на них? Их как минимум больше и они важнее.

Площадка где можно высказаться – этого мало. Плюс фактор скептического недоверия к любому «не твоему» месту публикации твоих записей и комментариев. Лично я никому из хозяев бизнес-сайтов не доверяю. Кто-то, другой человек, может доверять. В системе, где главный и единственный держатель записей и комментариев хозяин вот этого конкретного сайта – мы с «человеком доверчивым» не встретимся. Хотя и можем друг-друга вполне заинтересовать. По-другому надо. И записи и комментарии должны публиковаться преимущественно на личных площадках людей. И только опционально на площадке бизнес-сайта. Технология сбора записей известна – rss. Комментариев меньше, но тоже, в принципе, rss. Нет технологии автоматического выбора из потока генерируемого блогом конкретного посетителя релевантных к содержимому странички бизнес-сайта. Надо думать «сюда».

Плюс проблема с записями или комментариями запрещёнными законодательно в стране локации бизнес-сайта. Они ведь могут быть интересны, а публиковать их непосредственно на бизнес-площадке нельзя. Значит – они должны публиковаться пользователями на свой страх и риск в их собственных блогах. А на бизнес сайт лишь транслироваться.

P. S. У меня есть запись (чуть чуть сыроватая), описывающая симбиоз блог-технологий и сетевого книжного магазина (книжная направленность выбрана как, пожалуй, одна из немногих подразумевающих адекватное (на взгляд некого читателя) содержимое блога, выбранного по комплекту книг и для данного читателя, и для автора блога примерно равноценных – то есть вкусы – у этих двоих схожи).

Usabilist24.03.2006 16:16
6

Молодец, прав на все 100%. Форум лишь одна из форм социальных коммуникаций. Поскольку сейчас так или иначе социальная компонента появляется на всех сайтах, общение должно быть тесно интегрированно в сам сайт, а не стоять поодаль.

7

2netklon — спасибо, обязательно изучу IPB.

8

2frst — уже то, что на “forum.ru-board.com” есть разел Форумы говорит о том, что интеграция с содержанием очень слабая.

9

2Tatyana — публикуйте со ссылкой.

10

2Иван А. Ильин — да ты привел один из перспективных способов развития способов реализации комьюнити. В твоем варианте текст принадлежит исключительно автору, а владелец сообщества имеет право на трансляцию. В этом случае было бы полезно автору огранизовать на своем ресурсе не только чтение все интересующих его лент (с помощью RSS как вариант) но и комментирование и написание новых сообщений в любое из выбранных мест (на которые он подписан). Также нужно видимо интегрировать социальные сети из различных сообществ.

Alexei Sh24.03.2006 18:27
11

Погоня за “идеальным” форумом ни к чему не приведет. Во всем должны стоять свои цели и задачи, под которые и подстраивают форум.
Ну и модерирование не маловажный пункт.
Посетите, для примера, http://forums.cgsociety.org/
Более 2000 человек онлайн (статистика внизу страницы), и ничего, не разваливается, хотя казалось бы, столько должно быть флуда.

p.s. Одно могу сказать - очень напрягают граждане, про которых пишут “не умеют пользоваться поиском”. Есть более гибкое предложение - вводимую тему проверять xmlHTTPrequest’ом и сразу выдавать результаты поиска )))

Дегтяренко Иван25.03.2006 13:46
12

По недостаткам форума согласен полностью, но вряд ли согласен с тем, что блоги могут заменить форумы. Ведь блог требует некого эмоционального вклада, он воспринимается как нечто личное. Обсуждение на форуме ни к чему не обязывает, я могу поучаствовать в обсуждении некой статьи на случайном новостном сайте. А личные дневники заводить на каждом попавшемся сайте не стану.

alt.eject28.03.2006 01:14
13

to Алексей Копылов
о forum.ru-board.com
Форумы там это не раздел, это 99% всего контента. Сам сайт — придаток, который обновляется в лучшем случае разв три месяца.
Но что интересно, в ру-борде, так это то что там довольно давно введены жёсткие правила структуры публикования постов, суть которых состоит в том, что для одной темы— один топик. Все топики по той же теме закрываются модераторами с указанием основного топика.
В итоге, форум превратился из балагана, где можно что-нибудь обсудить, в некую базу знаний по ряду вопросов. Некоторые топики, это по сути, отдельные коммьюнити, со своими правилами и даже иерархиями.
При этом сам форум, с точки зрения удобств, достаточно примитивен, и не слишком быстро движется к этому. Так например, для какие то основные мысли топика выносят в “первый пост” который всегда висит сверху. При этом, иногда, размер этого первого поста, иногда превышает по объёму все посты на одной странице, т.е. на лицо приспособление к тем возможностям которые уже есть, а они довольно скудные. Ну и конечно же, Первый пост создаётся в ручную.
Но не смотря на все эти трудности, и неразвитость форума в техническом плане, форум очень развит как конгломерат сообществ и баз знаний.

antirek01.05.2006 09:45
14

В продолжение поста Ивана Ильина: А-а-а.. Да-а-а!!

Теперь серьезно: как пользователь постоянно общаюсь на форумах по различным вопросам. Но это там скажешь, то здесь напишешь. В итоге собрать все что я говорил можно только с помощью поисковика. Хотелось бы писать в своей песочнице, и указывать куда этот просто ретранслировать. Т.е. Представьте, что эти слова я написал в своем lj, а там только указал ссылку этой статьи и сюда автоматом была добавлена ссылка на запись в моем lj. Когда пользователи просматривают эту статью, то комментарии тихонько подгружаются с различных блогов, в том числе и с моего lj.