Об авторе

Поиск по сайту:

GUI.ruЧеловек и компьютер

Война миров: Как примирить их?

Иван Дегтяренко
21.02.2006Иван Дегтяренко

Комментариев:

2

Interactions, 1/2006

Общей проблемой отечественной науки, в особенности гуманитарной, является отсутствие достаточной ее связи с исследованиями, ведущимися по всему миру. В начале XX века российская психология активнейшим образом взаимодействовала с западной: стороны обменивались научными журналами, наши ученые ездили учиться в знаменитые на всю Европу лаборатории. Сейчас мы во многом «варимся в собственном соку», что приводит к тому, что наши исследователи и практики зачастую начинают изобретать велосипед (проводят, например, масштабные исследования, чтобы получить данные, давно описанные в различных западных стандартах).

В связи с этим мы решили внести свой посильный вклад в налаживание связи между российскими и западными специалистами в области юзабилити и HCI, публикуя краткие обозрения профильных публикаций. Первой ласточкой станет наиболее доступный в России и во всех смыслах наиболее популярный журнал, выходящий раз в два месяца под эгидой ACM SIGCHI.

Мы не претендуем на полноту и объективность — здесь будет рассказано о тех статьях, которые, по мнению автора, могут оказаться интересными и полезными для российских специалистов.

Тема номера: прототипирование

Специальная секция первого номера журнала за 2006 год {статьи доступны членам ACM или ACM SIGCHI, либо за отдельную плату} посвящена прототипированию (эта тема также обсуждалась на одном из прошлогодних семинаров сообщества RusCHI). Приглашенный редактор секции — Майкл Арент — ныне работает в SAP, а до этого поработал в Adobe, Sun и Apple. В 1987 году Дэниел Розенберг (SAP) и Джеймс Вилсон написали книгу о прототипах в IT-сфере, назвав их «осязаемыми мыслями» проектировщика. С тех пор в этой области принципиальных изменений не происходило: прототипы стали более крупными и менее детализованными; сторонники экстремального программирования решили сократить разрыв между прототипами и конечным продуктом, однако, ожидаемого появления искусственного интеллекта так и не случилось, и он не начал помогать разработчикам; так и не появилось серьезного специализированного программного обеспечения (Дениэл Розенберг).

Наиболее «захватывающие» статьи секции как раз посвящены поиску новых инструментов для прототипирования.

В статье Невина Бергера (Ziff Davis Media) в качестве такого средства представлен Microsoft Excel. Неожиданно? Автор утверждает, что прототипирование в Excel значительно ускорило этот процесс в его компании. Excel позволяет легко размещать нужные элементы при помощи сетки таблицы, вставлять различные элементы управления, создавать гиперссылки, организовывать графическую библиотеку на отдельных листах, легко копировать крупные куски экранов. В журнале на эти экраны можно и посмотреть.

Пластиковые или картонные тарелки, упаковочные материалы, зубочистки, палочки для размешивания напитков, палочки от мороженого, коробки для яиц — все это пригодится в прототипировании, утверждает Нэнси Фришберг (сотрудничала с Sun, Apple, IBM) в своей статье о прототипировании из… мусора. Продолжая идеи Кэролин Снайдер, написавшей книгу Paper Prototyping: The Fast and Easy Way to Design and Refine User Interfaces, Нэнси пропагандирует трехмерные lo-fi прототипы, которые стимулируют творчество в коллективе, быстро изготавливаются прямо по ходу мозгового штурма, позволяют проиллюстрировать многомерные свойства объектов. Нельзя не обратить внимания на то, что lo-fi прототипирование в последнее время — крайне популярная тема.

Брат Нэнси, Лео Фришберг (Tektronix), вдобавок к прототипам из мусора предлагает нам пользоваться «угадывающим прототипированием», идея которого состоит в том, чтобы быстро строить прототип не на основе исследования, а на основе собственных предположений, что позволяет сразу выйти на новый виток итеративного процесса. Имеющийся прототип позволяет разговорить респондентов, которые лучше реагируют на предмет, чем на вопросы. Главное, говорит Лео, не забывать о том, что мы разрабатываем такой прототип, чтобы ошибаться. Если забыть об этом, то мы подвергаемся опасности отполировать до блеска изначально неудачное решение.

Ларс Эрик Холмквист (Future Institute, г. Гетеборг) также посвятил свою тематическую колонку «On the Edge» прототипированию, описав еще один любопытный инструмент: небольшие чипы, названные разработчиками Smart-Its, которые содержат процессор, память, определенный набор сенсоров и радиомодуль. Такие чипы приклеиваются к любому предмету, и с помощью подобных устройств, связывающихся друг с другом, возможно быстро делать прототипы интерактивных электронных устройств. Изобретатели используют Smart-Its на студенческих практиках.

Практика

Главный редактор Джонатан Арновитц противопоставил user-centered design (разработка, ориентированная на пользователя) его профанацию — loser-centered (l-c) design (разработка, ориентированная на неудачника). Арновитц предостерегает от распространенных ошибок, которые приводят к тому, что пользователь остается в проигрыше: отсутствие реального исследования, создание «искусственных» персонажей (Frankenstein personas), основанных на фокус-группах, проводимых с разработчиками и «интервью» со своими знакомыми, а не с потенциальными пользователями. При этом l-c исследователи чаще всего не видят за деревьями леса. Так, например, l-c дизайнеры провели масштабное перепроектирование интранет-сети в связи с ухудшением обучаемости пользователей. Вложенные средства практически не дали результата, после чего другие специалисты выяснили в интервью, что проблема была в новой пространственной организации офиса: новых сотрудников отсадили от «бывалых».

Чаще всего удобство и безопасность данных рассматриваются как взаимоисключающие свойства систем, однако Фрэд Сэмпсон (BayDUX и IBM) обращает внимание на то, что какие бы технические ухищрения не использовались, системы продолжают быть уязвимы в первую очередь из-за человеческого фактора. А как писал Дональд Норман в классической книге Design of Everyday Things, когда говорят о человеческом факторе, на самом деле, почти всегда дело в неэргономичной технике.

Инновации

Статья Фабио Витали (Болонский университет) посвящена в основном веб-идеологии: свободному использованию и связыванию информации. Автор рассматривает выход Greasemonkey как шаг к новому интернету — интенету, подобному одной большой вики-системе, с возможностью добавления комментариев, пометок и дополнений к любому материалу. Безусловно, эти идеи в первую очередь сталкиваются с культурным сопротивлением — идеи свободного обмена информацией пока далеки от реальности.

Арон Маркус (AM+A) отмечает рост популярности метафоры приборной панели. Панели, отображающие основные финансовые показатели чрезвычайно популярны среди менеджеров высшего звена. Обыватели могли видеть подобные панели, например, в пакете Norton Utilities или на экране западных спутниковых новостных каналов.

Научные основы юзабилити

Дональд Норман (Nielsen Norman Group) и Джонатан Грудин (Microsoft) рассмотрели происходящее на HCI-арене с точки зрения научной культуры. Норман, несколько упрощая ситуацию, отделил HCI как ремесло и искусство от эргономики как серьезной науки. Статья Джонатана Грудина более изящна. Джонатан выделил три традиции, в которых изучается взаимодействие человека с компьютером: эргономика и человеческий фактор, исследования информационных систем и собственно HCI-сообщество. Эти дисциплины рассматривают очень схожие предметы, однако общение между ними сильно затруднено. Одни чаще имели дело с пользователями, которые обязаны использовать программу, а другие — с пользователями, делающими сознательный выбор в пользу данного приложения. Для одних основное средство коммуникации — журналы, а для других — конференции. В конце концов, исследователи из разных культур более склонны к различным теоретическим ориентациям в психологии.

Литературное обозрение

Среди новых публикаций отмечена книга Сары Хортон Access by Design : A Guide to Universal Usability for Web Designers, посвященная универсальной доступности (accessibility) веб-сайтов. Автор говорит о важности данного свойства веб-сервисов и призывает учитывать вопросы accessibility на каждом этапе разработки.

Новое в номере

С этого номера в журнале также появились две новые колонки. Колонка Денниса Виксона (Microsoft) «Here’s Entertainment!» посвящена электронным развлечениям, а колонка Кэролин Гейл «Bridging the Gap» предназначена для связи между практиками и исследователями. Редактор колонки призывает исследователей присылать свои статьи, адресованные практикам, а практиков — излагать свои проблемы исследователям.

Анонс

Следующий номер (март-апрель) будет посвящен офшорному юзабилити. В журнале будет материал и об офшорном юзабилити в России, в подготовке которого принимали участие многие из членов RusCHI, в том числе – и авторы данного блога.

Темой третьего номера (май-июнь) будет связь вопросов безопасности данных и юзабилити. Этот вопрос, как мы писали выше, уже поднял в этом номере Фрэд Сэмпсон.

Дегтяренко Иван, UIDesign Group.

Комментарии (2)

RSS feed for comments on this post | TrackBack URI

1

Интересно и здорово, жаль только, что кто автор - можно только из урла догадываться

2

[…] После некоторой паузы мы продолжаем публиковать обзоры новых номеров журнала «Interactions» (статьи доступны членам ACM или ACM SIGCHI, либо за отдельную плату). Напомню, что «Interactions» является популярным журналом, выходящим под эгидой ACM SIGCHI. В журнале обсуждаются «горячие» темы, которые отражают текущие тенденции развития области. […]

Оставить комментарий