Об авторе

Поиск по сайту:

GUI.ruЧеловек и компьютер

Война миров: Как примирить их?

Иван Дегтяренко
26.03.2007Иван Дегтяренко

Комментариев:

8

Терминологические войны. Эпизод I

В проектировании интерфейсов существует огромное количество терминов, обозначающих направления и подходы. Существующая практика использования этой терминологии во многом сводится к тому, что почти все они употребляются как синонимы. Российскому сообществу разработчиков это свойственно еще в большей степени, чем западному. Такие названия, как «юзабилити», «User Experience Design», «проектирование пользовательских интерфейсов», «проектирование, ориентированное на пользователя» и другие, используются как различные названия одной общей области знаний.

Эпизод I. Для чего мы обсуждаем терминологию и какой она должна быть?
Эпизод II. Какие направления наиболее популярны в нашей области и как мы их понимаем? Деление направлений по категориям.
Эпизод III. User Experience Design и другие понятия, претендующие на то, чтобы ими называли всю область проектирования программных продуктов и электронных устройств
Эпизод IV. Как User Experience Design устроен изнутри? Структура знаний в области
Эпизод V. Подходы к проектированию
Эпизод VI. Конкретные методологии проектирования (готовится к выходу)

Никак Word Press не дает вставить пустую строку после таблицы.
Это вызывает ситуацию, в которой споры о терминах выглядят похожими на споры между представителями разных религий. Одним людям больше нравится один термин, а другим симпатичен другой. Некоторые и вовсе отрицают существование всех понятий, помимо одного — их любимого. Объясняют они это тем, что введение новых терминов — это маркетологические «происки» со стороны разных крупных игроков рынка. В самом деле, некоторые названия являются самыми настоящими торговыми марками, например, «Goal-Directed Design» Алана Купера. Тем не менее, это не говорит о том, что за этим понятием не стоит никакой сущности. Ведь многие компании используют методологии, близкие к куперовской.

Кто-то скажет, что слова обсуждают те, кому нечего делать. Тем не менее, как в российском, так и в западном профессиональных сообществах в спорах о терминологии сломано огромное множество копий. Чем же так важна для нас терминология? Во-первых, терминология — это первое, с чем сталкиваются новички в нашей области, как со стороны «юзабилистов», так и со стороны заказчиков. Терминология — это один из источников информации о дисциплине. Сейчас состояние терминологической культуры в области таково, что оно в первую очередь вызывает у людей «не в теме» впечатление бардака. Во-вторых, слова — это инструмент мышления специалиста и коммуникации между специалистами. Хаос в словах вызывает хаос в мыслях. «Зашоренность» таких названий, как «Human-Computer Interaction», вызывает «зашоренность» в мышлении специалиста, от которого часто требуется более широкий взгляд на проблему, чем предполагает проектирование интерфейса в узком смысле этого слова.

Для того, чтобы примирить «воюющие племена», необходимо разделить значения терминов, выделив их существенные различия и сходства между собой. Такой подход на порядок более продуктивен, чем попытка заменить все термины одним или каждый раз подбирать слова исходя из интуитивно-эмоциональных представлений об их смысле. Наша цель: получить понятийный аппарат, который может быть использован как эффективное средство описания структуры нашей дисциплины. Для этого выбираемые термины должны быть в первую очередь: однозначными, строгими и адекватными современному состоянию знаний. По возможности, они должны быть узнаваемыми, короткими и простыми в написании, благозвучными, хорошо вписывающимися в грамматику и лексику языка. Я убежден, что проектирование интерфейсов — достаточно молодая область, в которой приоритет адекватности терминологии преобладает над историческим приоритетом и узнаваемостью терминов.

Поставив перед собой задачу создать основу для разработки такой терминологии, мы предприняли следующие шаги:

  1. изучили статистику применяемости различных терминов, обозначающих направления и подходы в проектировании интерфейсов;
  2. провели анализ литературы об этих направлениях и подходах;
  3. провели исследование практики применения различных терминов;
  4. предложили модель дисциплины, исходя из проведенного анализа.

В приведенной ниже таблице перечислены рассмотренные нами термины. Для каждого из них указана встречаемость по данным поиска в Google, а также время появления направления и термина.

Комментарии (8)

RSS feed for comments on this post | TrackBack URI

1

Никогда бы не подумал, что самый популярный термин это “User experience” :)

Иван Дегтяренко27.03.2007 20:15
2

В последнее время в западном бизнес-сообществе “User Experience” является почти общепринятым обозначением для дисциплины, которую у нас принято называть “Юзабилити”. У нас же этот термин не всегда воспринимается адекватно. Но подробнее об этом будет идти речь в следующих частях.

Анатолий Дегтярев28.03.2007 12:25
3

Иван, рассматривая приведенную таблицу, обратил внимание на один нюанс, который еще больше запутывает ситуацию.
Дело в том, что дисциплина в целом, с одной стороны, занимается исследованием поведения пользователя и его взаимодействия с компьютером. А с другой стороны, дизайном и проектированием интерфейса. Но специалисты, разработчики интерфейса сами в этом процессе являются пользователями. Все переворачивается. Исследование может быть направлено и на самого разработчика программы, его интерфейса с компьютером, его взаимодействие с коллегами в процессе разработки.

Понятия, приведенные в таблице, по смыслу, иногда объединяют эти два подхода, а иногда занимаются чем-нибудь одним, или пользователем, или разработчиком.

Иван Дегтяренко28.03.2007 20:46
4

Приветствую почти однофамильца!

Вы написали немного путанно. Как я понял, вы хотите сказать, что часть перечисленных дисциплин больше ориентирована на изучение процесса использования ПО, а часть — на процесс его разработки. Можно сказать, что в своей теоретической “части” так и есть — некоторые в большей степени направлены на изучение процесса использования, а некоторые по сути являются методологиями разработки. Если смотреть с практической стороны, в общем, все они делают некоторые практические, процессуальные выводы из знаний как о процессе использования, так и о процессе разработки.

Можно добавить, что существует область знаний, особым предметом которой является именно процесс разработки — это инженерия ПО (Software engineering).

Иван Солдатов.04.04.2007 23:25
5

по-моему, интересный взгляд на проблему.

Ната Гредина25.09.2008 15:58
6

Я пыталась повторить эксперимент, убедиться в представленных цифрах о встречаемости конкретно двух терминов - Usability и User experience. Пользовалась тем же Google. Ok, как выяснилось, на поиск влияет написаны ли термины с прописной буквы или со строчной, но влияет некритично. Тем не менее, у меня не получается получить те же цифры.

Usability: 28 800 000
User experience: 11 700 000

Может быть я как-то по другому использую Google, или с момента изначального эксперимента что-то изменилось в сети (кто-то удалил 7 000 000 страниц про usability :-) .
В любом случае, результаты дают слишком большую разницу!

В последнем случае я пользовалась расширенным поиском, чтобы найти точную фразу. Нас же эти слова в одном тексте по отдельности не интересуют, верно?

Иван Дегтяренко25.09.2008 17:11
7

Возможно, на Гугле с тех пор каким-то образом поменялись алгоритмы. Честно говоря, сейчас я уже затрудняюсь вспомнить детали методики подсчетов.

8

[…] Useme & Useme not Не все читатели (как, впрочем, и я) полностью согласны со всем, о чем говорит автор, поэтому я добавлю несколько ссылок, которые советую так же прочитать на эту тему: ‘Терминологические войны‘ на  Gui.ru ‘Юзабилити, дилетанты и ненависть‘ в блоге Usethics. Еще можно в вики заглянуть на последок на эту тему. […]

Оставить комментарий