Об авторе

Поиск по сайту:

GUI.ruЧеловек и компьютер

Война миров: Как примирить их?

Иван Дегтяренко
03.04.2007Иван Дегтяренко

Комментариев:

4

Терминологические войны. Эпизод II

Продолжая серию статей о терминологических войнах, мы подробнее расскажем о терминах, перечисленных в первом эпизоде, но для начала нам нужно было выделить общую структуру приведенной терминологии. Для того, чтобы понять, какова практика использования этой терминологии в российском юзабилити-сообществе, мы решили провести блиц-исследование с использованием методики карточной сортировки.

Эпизод I. Для чего мы обсуждаем терминологию и какой она должна быть?
Эпизод II. Какие направления наиболее популярны в нашей области и как мы их понимаем? Деление направлений по категориям.
Эпизод III. User Experience Design и другие понятия, претендующие на то, чтобы ими называли всю область проектирования программных продуктов и электронных устройств
Эпизод IV. Как User Experience Design устроен изнутри? Структура знаний в области
Эпизод V. Подходы к проектированию
Эпизод VI. Конкретные методологии проектирования (готовится к выходу)

Никак Word Press не дает вставить пустую строку после таблицы.
В ходе исследования 14 его участников классифицировали предложенные 17 терминов по тому основанию, которое показалось им самим наиболее важным. Они как бы раскладывали их на несколько кучек. В каждой кучке могло быть любое количество терминов. После проведения сортировки они давали каждой «кучке» название. После этого все собранные данные были подвергнуты кластерному анализу. То есть они разбивались на иерархически соподчиненные группы, исходя из того, как группа участников сортировала их на «кучки».

Для проведения кластерного анализа использовалась программа WebCAT. В ней в качестве меры сходства объектов используется простая евклидова метрика, а для разделения на кластеры был выбран механизм «complete linkage».

В результате была получена следующая структура понятий, представленная в виде дендрограммы:

Дендрограмма распределения терминов

На данной дендрограмме место расхождение «ветвей» отражает степень сходства понятий. Чем правее место разветвления понятий, тем меньше их сходство друг с другом. Соответственно, чем левее разветвляются понятия, тем больше и достовернее их сходство.Все термины делятся на три крупных группы. К первой группе относятся понятия, которые большинство участников определяют как «фундаментальные» или «общие дисциплины». Ко второй относятся те понятия, которые определяются как дисциплины в рамках проектирования интерфейсов, специфические области знаний, родившиеся в IT-индустрии. Эти дисциплины являются более практическими. К третьему большому кластеру относятся понятия, которые большинство участников определяют как подходы. Таким образом, на наивысшем уровне понятия делятся на категории. Они разделяются не по «духу» этих понятий, а по той лексической категории, к которой они относятся — подходы, дисциплины, области знаний. Хотя не все участники использовали данный подход для кластеризации, их было большинство. При составлении дендрограммы только по тем участникам, которые использовали данное основание для классификации, результат получается очень сходным.Рассмотрим каждую из трех больших групп более подробно.
Дендрограмма распределения терминов с более детальным разбиением кластеров

В первую группу входят эргономика и человеческий фактор, которые большинством участников вполне адекватно воспринимаются как синонимы. Также общими дисциплинами, рассматривающими всю область проектирования интерфейсов, считаются взаимодействие человека с компьютером и юзабилити-инженерия. Во вторую группу входят дисциплины, развивающиеся лишь внутри IT-сообщества, относящиеся к непосредственной разработке интерфейсов (один подкластер) и информационной составляющей (второй подкластер) системы.Большой интерес представляет достаточно дробный третий кластер. Довольно далеки от других понятий кластера термины «Проектирование взаимодействия» и «User Experience Design». Это связано с тем, что испытуемые разделились во мнении насчет этих терминов. Хотя большинство их воспринимают скорее как специфические подходы к проектированию, которые подразумевают более гуманистический, «художественный» или эмоциональный взгляд на проектирование, часть испытуемых относят эти понятия к дисциплинам. Расположение этих терминов несколько в стороне от остальных терминов кластера и говорит о том, что статистическая достоверность их отнесения к данному кластеру невелика. При немного другом раскладе или большей выборке эти понятия вполне могли оказаться в других кластерах. Проведенный литературный анализ, о котором будет рассказано позже, свидетельствует как раз в пользу того, что эти понятия следует отнести к дисциплинам.Второй подкластер содержит внутри себя два кластера третьего уровня. Они довольно сходи между собой и многие участники все эти понятия относят к подходам. Однако часть участников выделили общие подходы — «Проектирование, ориентированное на пользователя» и «Проектирование, ориентированное на деятельность», и конкретные методологии, то есть авторские разработки, предполагающие конкретный набор шагов и методов, позволяющих спроектировать качественную систему.На базе литературного обзора мы отнесли понятия «Проектирование взаимодействия» и «User Experience Design» к дисциплинам. Таким образом, выделяется три класса понятий: дисциплины, подходы и конкретные методологии. Если с подходами и методологиями все более-менее понятно, то структура дисциплин, полученная на основе карточной сортировки, существенно отличается от тех идей, которые мы встретили в рассмотренной литературе, преимущественно, западной. Во-первых, представленное разделение дисциплин на общие и частные является не совсем адекватным, а, во-вторых, значения самих этих терминов во многом расплывчаты.В дальнейшем мы расскажем обо всех рассмотренных понятиях подробнее и предложим структуру дисциплин, которая в большей мере соответствует принятому нами принципу адекватности терминологии, которая главенствует над привычностью использования и историческим приоритетом терминов.

Далее…

Комментарии (4)

RSS feed for comments on this post | TrackBack URI

Геннадий Драгун03.04.2007 17:01
1

Удивляет группировка Information Design и Information Architecture. Похоже, что участники исследования не видят особенной разницы между этими понятиями.

Также удивляет группировка Interaction Design и User-Experience Design. По идее User-Experience Design должен относиться к дисциплинам, а Interaction Design быть близко связанным с Information Architecture и User Interface Design.

Над информационным дизайном дендрограммы также стоит еще много поработать.

Геннадий Драгун03.04.2007 17:02
2

Иван, большое спасибо за исследование. Читаю с интересом, жду следующих частей.

Анатолий Дегтярев05.04.2007 08:21
3

Иван, в таблице из первой части были два термина-лидера по частоте упоминания - “User experience” и “Usability”. Во второй части они тихо растворились среди остальных. Почему? Может быть это нужно было объяснить?

Иван Дегтяренко05.04.2007 20:21
4

2Геннадий Драгун:
Information design — малознакомый для многих участников термин. Многие из тех, кто знаком с термином, объединили его по тому принципу, что и то, и другое работает с представлением информации, но на разном уровне детальности.

Interaction design и User Experience Design часть участников определяют по принципу эмоциональности и “художественности” подхода. Однако часть участников считают, что User Experience Design — это подход, а Interaction Design — дисциплина, метод или этап проектирования. Хотя сама эта связка не столь надежна, очень красноречив тот факт, что очень многие считают User Experience Design именно подходом.

Графическое представление дендрограммы — детище разработчиков программы WebCAT. (Точнее говоря, они, кажется, использовали для визуализации какую-то старую разработку IBM) Извините, но перерисовывать дендрограмму — боюсь, дело, не стоящее стольких усилий. Вывод программы SPSS, по крайней мере, еще более безобразен. Правда, чтобы сделать дендрограмму покрупнее, пришлось отрезать правый конец, то есть три больших кластера “за краем” картинки тоже сходятся.

2Анатолий Дегтярев
Эти термины будут рассматриваться в следующих частях при обсуждении терминов User Experience Design и Usability Engineering. Если говорить коротко, то причина в том, что это не дисциплины и не подходы, а понятия, обозначающие меру качества продукта. Соответственно, как самостоятельные понятия, их стоит оставить за границами нашего анализа. Так что в сортировке они не использовались, но при сборе статистики они были включены в рассмотрение, так как их популярность важна для рассмотрения понятий User Experience Design и Usability Engineering.

Оставить комментарий