Об авторе

Поиск по сайту:

GUI.ruЧеловек и компьютер

Война миров: Как примирить их?

Иван Дегтяренко
17.04.2007Иван Дегтяренко

Комментариев:

5

Терминологические войны. Эпизод IV

В III эпизоде «Войн» мы описали термины, претендующие на то, чтобы быть названием для всей области знаний, связанной с проектированием программных продуктов и электронных устройств, и сделали вывод, что наиболее обоснованы в данном случае претензии, выдвигаемые сторонниками понятия «User Experience Design». Эта дисциплина в свою очередь является одним из направлений эргономики. В этом эпизоде мы обсудим подробнее «анатомию» User Experience Design. Какие дисциплины составляют его «тело»?

Эпизод I. Для чего мы обсуждаем терминологию и какой она должна быть?
Эпизод II. Какие направления наиболее популярны в нашей области и как мы их понимаем? Деление направлений по категориям.
Эпизод III. User Experience Design и другие понятия, претендующие на то, чтобы ими называли всю область проектирования программных продуктов и электронных устройств
Эпизод IV. Как User Experience Design устроен изнутри? Структура знаний в области
Эпизод V. Подходы к проектированию
Эпизод VI. Конкретные методологии проектирования (готовится к выходу)

Никак Word Press не дает вставить пустую строку после таблицы.
Как мы знаем, за большинством наук, достигших определенного уровня своего развития, стоит целый ряд дисциплин, среди которых есть как общие, так и частные. Так, в рамках биологии выделяется общая биология с одной стороны, и зоология, ботаника, экология и другие — с другой. В психологии принято выделять как общую психологию, так и «частные» направления, такие как социальная психология, инженерная психология, психофизиология и т.д. Частные науки, хотя и называются частными, также обладают разным уровнем общности. Чтобы не запутаться, лучше назвать это масштабом рассмотрения изучаемой реальности. Так, если психофизиология рассматривает психические процессы на уровне процессов нейрофизиологических, то социальная психология рассматривает те же процессы на уровне межличностных отношений. Одна наука видит процесс общения как сложное субъект-субъектное взаимоотношение, включающее в себя коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны, а другая — как координированную работу многомиллионной массы нервных узлов, нейронов, аксонов и прочих структур внутри двух индивидов. Связывается же это видение в единую область знаний благодаря особым методологии и видению проблемы психики, предлагаемым какой-либо общепсихологической школой.

Так, User Experience Design можно считать такой общей дисциплиной, которая изучает особенности и развитие деятельности, опосредствованной компьютерной техникой, особенности человека, с учетом которых следует проектировать подобную технику и деятельность, характеристики и общий ход совокупного процесса проектирования.

Наиболее высокий уровень, на котором исследуется User Experience — это уровень деятельности, причем здесь важна как деятельность индивидуального субъекта, так и деятельность коллективного субъекта. Любое взаимодействие пользователя с системой происходит не в вакууме, а в контексте. Строго говоря, мы вообще рассматриваем не взаимодействие как таковое, а деятельность человека с использованием компьютерной системы как средства.

Существует ряд названий дисциплины, которая изучает деятельность коллективного субъекта с использованием компьютерных систем. Это такие понятия, как «Проектирование информационных систем», «Проектирование интерактивных систем» и «Совместный труд с использованием компьютерных технологий (CSCW)».

Понятие «проектирования информационных систем» рассматривается многими примерно как синоним «проектирования пользовательских интерфейсов». Это показывают и результаты карточной сортировки. Однако это понимание не соответствует сути понятия «информационная система». Это понятие, сейчас относительно маргинальное для User Experience-сообщества, возникло еще в середине XX века. В целом, информационная система — это система, позволяющая оперировать информацией и передавать ее внутри некоторой организации. Неверно ограничивать эту систему только программным обеспечением. Мы будем определять информационную систему как совокупность артефактов опосредствующих целую сеть отдельных деятельностей, возникающих внутри некоторой организации или социальной группы, и связанных с использованием, изменением, передачей, внесением и хранением информации. Эти артефакты включают как электронные, так и неэлектронные средства деятельности, а также правила работы и структуру разделения труда. Таким образом, проектирование информационных систем — это дисциплина на стыке технологии, менеджмента и социальной психологии.

Понятие «проектирования интерактивных систем» в последнее время используется крайне редко и по сути своего названия сходно с проектированием взаимодействия. Его можно исключить как крайне маргинальное, неоднозначное и дублирующее другие.

Еще одно интересное понятие — «Совместный труд с использованием компьютерных технологий» (CSCW). Обычно оно понимается как дисциплина, связанная с разработкой ПО, необходимого для координации, кооперации и коммуникации, т.е. так называемого groupware. В рамках данной дисциплины очень активно развивалась идея использования полевых («этнографических») исследований при разработке систем. Эти методы в целом сильно повлияли на развитие всего User Experience Design, но особенно на его верхний уровень. Используя данное выше определение информационной системы, можно сказать, что CSCW входит в проектирование информационных систем.
Параллельно с рассмотрением деятельности коллективного субъекта важно рассмотрение и изменение/задание деятельности индивидуального пользователя. В сложной системе существует множество пользовательских ролей, которые рассматриваются как в рамках коллективной деятельности, так и на индивидуальном уровне. Данную дисциплину логично было бы назвать «Проектированием деятельности пользователя» — «User Activity Design». Хотя это название не встречалось мне в сети, и я рискнул предложить его самостоятельно, оно кажется мне наиболее адекватным названием для данной незаполненной ниши.

Естественно, эти углы рассмотрения деятельности нельзя рассматривать обособленно. Хотя это отдельные задачи, они должны проходить итеративно и параллельно друг другу, так как они очень сильно взаимосвязаны. Строго говоря, слово «взаимосвязаны» даже не совсем корректно, так как это, как сказано выше, именно разные перспективы рассмотрения одной и той же сущности.

В целом структуру деятельности можно обобщенно представить в виде следующей схемы, которая объединяет в себе как индивидуальную деятельность, так и коллективную. Стоит учесть, что «в объеме» эта схема «расслаивается» в том углу, где находится субъект: в сообщество входит множество индивидуальных субъектов. Данная структура фактически иллюстрирует понятие «эргатической системы», предложенной психологом труда Е. А. Климовым. Чтобы она полностью отражала это понятие, нужно еще сказать, что все это еще и находится в рамках определенных условий: социально-контактных, информационных и предметных. Сама же схема «треугольника» предложена скандинавским исследователем И. Энгестремом.

Следующий уровень рассмотрения — это собственно устройство системы. Обычно его рассмотрение разделяется на структуру информации и структуру взаимодействия. Так же и в эргономике: две важнейшие части проектирования — это проектирование информационной модели и проектирование органов управления. Естественно, эти две дисциплины также не могут «работать» в отдельности друг от друга. В сущности, их взаимосвязь аналогична взаимосвязи проектирования информационных систем и проектирования деятельности пользователя.

Структура информации обычно рассматривается в рамках Information architecture и Information Design. Первое понятие подразумевает в первую очередь разработку высокоуровневой структуры информации в системе. Второе понятие используется для обозначения области, связанной с визуализацией некоторого массива информации. Тем не менее, «отцы» понятия «Information Design» подразумевали оба эти уровня рассмотрения. Таким образом, в широком смысле, Information Design — это дисциплина, занимающаяся проблемами эффективного и продуктивного представления информации.

Если с русским переводом «Information Architecture» все ясно — это «Информационная архитектура», то «Information Design» возможно переводить на русский язык двояко в зависимости от использования данного понятия в широком или узком смысле. Это «информационный дизайн» как «наука о визуализации» и «информационное проектирование» как дисциплина об эффективном и продуктивной представлении информации. Эту триаду можно представить на следующей схеме.

Структура взаимодействия рассматривается в рамках проектирования взаимодействия. Это понятия было рассмотрено в предыдущем эпизоде.

На третьем уровне — уровне отдельных характеристик качества системы, таких как эффективность, продуктивность и удовлетворенность пользователя, действует юзабилити-инженерия, которая также была рассмотрена в предыдущем эпизоде. Эта дисциплина в первую очередь помогает объективно оценить успешность продукта, преимущественно только по трем названным ранее критериям. Юзабилити-инженерия чаще всего не позволяет решать проблемы, связанные с более сложными критериями, которые могут рассматриваться и определяться на первом уровне рассмотрения.

В целом, структура User Experience Design, рассмотренная выше, иллюстрируется следующей схемой.

Если взглянуть на схему, видно, что ее можно поставить в некоторую параллель с процессом проектирования. Так, фаза сбора данных в основном связана с первым уровнем анализа, фаза концептуального проектирования — в основном с первым и вторым. Фаза детального проектирования — в основном с вторым и третьим. Фаза Post-production — в основном, с третьим. Однако эти сопоставления крайне условны. На самом в ходе всего процесса проектирования задействованы все разделы User Experience Design. Таким образом, рассмотренные дисциплины составляют «плоть и кровь» целостной дисциплины User Experience Design наряду с общей его частью. Эта дисциплина рассматривает весь процесс проектирования как сложную нелинейную, итеративную деятельность.

Ну что ж, мы рассказали обо всех рассмотренных в исследовании понятиях. В следующий раз речь пойдет о подходах и методологиях.

Комментарии (5)

RSS feed for comments on this post | TrackBack URI

MMH03.05.2007 16:36
1

Как-то не вяжется написанное с сущностью UX.
На самом User Experience - это переживания пользователя, а User Experience Design это проектирование переживаний.
А переживания простые:
1) Чтобы пользователь захотел вещью, сайтом, софтом попользоваться (или купить)
2) Чтобы использование вещи доставило удовольствие-удовлетворение
3) Чтобы пользователю еще раз захотелось вещь использовать

Т.е. UX больше про пользователя, чем про продукт.

Есть такая формула:

User experience = behavior +result +emotion

В этом плане проектировать и оценивать продукт с т.з. UX и надо.

А CSCW вообще тут не причем. Коллективная работа накладывает особенности на функциональный состав продукта – например, надо иметь общее рабочее пространство, соблюдать условия осведомленности и т.д.
Но к UX - это никак не относиться, да CSCW сейчас уже в другом виде явились.

Иван Дегтяренко03.05.2007 18:08
2

А разве behavior и result не зависят напрямую в том числе от того же функционального состава? Не понимаю, почему вы отделяете UXD от проектирования продукта? Как можно проектировать переживание, как не через продукт и тот образ себя, который он создает в сознании пользователя?

MMH03.05.2007 18:46
3

Проектирование продукта с учетом UX труднее, чем просто для юзабилити.
Нужно учитывать переживания на каждом этапе от стратегии до представления, оценка (инспекция и тестирование) - все это должно быть с учетом ощущений пользователя. Только как это сделать?
http://argus-acia.com/acia_event/slides/andrew_dillon.ppt
Здесь формула про UX и много интерсных мыслей о том, что юзабилити совсем не главное. Есть и интересное слово beauty.

Mishabara28.03.2008 21:38
4

На наш взгляд область интерактивного переживания можно организовать … например вот так .. http://www.newsample.com/01/Obzor00.htm

Иван Дегтяренко29.03.2008 02:53
5

Бегло просмотрев статью по ссылке, я, к сожалению, так и не смог понять, как она связана с темой моей статьи.

Оставить комментарий