Поиск по сайту:

GUI.ruВзгляд изнутри

Теория и практика юзабилити: опыт показывает

Платон Днепровский
01.02.2006Платон Днепровский

Комментариев:

0

О юзабилити для начинающих

Detrol For Sale Myambutol No Prescription Buy Exelon No Prescription Buy Online Glucophage Buy Nolvadex Online Cardizem For Sale Augmentin No Prescription Buy Plan B No Prescription Buy Online Imitrex Buy Lisinopril Online Lotensin For Sale Hgh No Prescription Buy Phentrimine No Prescription Buy Online Acticin Buy Lopressor Online Ayurslim For Sale Naprosyn No Prescription Buy Azulfidine No Prescription Buy Online Diarex Buy Prograf Online Sumycin For Sale Avodart No Prescription Buy Actos No Prescription Buy Online Glucotrol Buy Xeloda Online

Интервью, которое я дал в конце прошлого года “под соусом” Всемирного Дня Юзабилити. Полагаю, может быть интересно всем тем, кто начинает интересоваться вопросами, связанными с пользовательскими интерфейсами, и только погружается в эту тему.

Что значит термин юзабилити?

В настоящий момент слово юзабилити объединяет в себе несколько понятий:

  • Во-первых, имеется дисциплина с таким названием, которая. занимается проектированием пользовательских интерфейсов информационных продуктов. Так же в более узком понимании юзабилити является услугой предоставляемой лицом или компанией, являющимися специалистами в данной дисциплине.
  • Во-вторых, юзабилити это качество информационных продуктов эффективно удовлетворять потребности пользователей.
  • В-третьих, слово юзабилити входит в название методики «юзабилити тестирование» с помощью которой можно объективно оценить качество пользовательского интерфейса.

Из-за этого само понятие размывается, и я, например, в разных случаях стараюсь пользоваться другими терминами: «интерактивное взаимодействие», «проектирование пользовательского интерфейса».

Что такое хорошее» и «плохое» юзабилити?

Положительный юзабилити-эффект – это максимально эффективное и экономичное достижение поставленной цели в конкретных условиях работы для конкретной группы пользователей при наличии конкретных ограничений (технических, финансовых, временных и т.д.) Сложно говорить о положительном или отрицательном эффекте от юзабилити в абстрактных условиях. Самый жуткий, на первый взгляд, продукт, может быть очень хорошо продуман и приспособлен для специфичных пользователей или задач.

Пример: эргономика танка. Исходя из определенных требований, в танкисты брали очень некрупных людей (специфичность аудитории). По расчетам, среднее время жизни танка в бою не превышало нескольких десятков минут, и комфортабельность рабочего места в длительной перспективе просто не рассматривалась и т.д. Т.е. многие решения продиктованы особыми условиями применения. Очевидно, что для многих инструментов и программных продуктов, в том числе, для получения «хорошего юзабилити» необходимо учитывать множество такого рода факторов.

«Плохое юзабилити» – все наоборот: задача, решенная неэффективно для конкретных условий.. Так, любимая многими «интуитивная понятность интерфейса» при определенных обстоятельствах может снизить эффективность работы при постоянном использовании продукта.

Как обстоят дела с юзабилити в России?

Подозреваю, что в России юзабилити хоть как-то развивается либо в крупных городах, либо под крылом крупных компаний. Но, самое главное – развивается. И это весьма заметно. Сейчас у нас снова заработало российское отделение SIGCHI (организация, посвященная человеко-компьютерному взаимодействию), созданное на базе группы энтузиастов. Во многих крупных компаниях все чаще появляются вакансии, связанные с юзабилити-детельностью. Появились и успешно развиваются специализированные компании, предоставляющие юзабилити-услуги. Несмотря на то, что отсутствует специализированное образование, во многих ВУЗах читаются курсы, имеющие то или иное отношение к этой дисциплине.

Одной из самых больших проблем рынка юзабилити в России я считаю недостаточную осведомленность и образованность заказчиков в нашей дисциплине. Это относится как к прямым заказчикам услуг, так и к работодателям, которые открывают соответствующие вакансии. Многие просто не знают, что должен уметь специалист, какой результат от него требовать, какие этапы работы он может взять на себя и так далее. Вот эта «свистопляска» в ожиданиях и требованиях очень мешает формированию нормального рынка, и дает простор для появления различного рода махинаторов и шарлатанов «от юзабилити». И одной из наших задач я вижу именно повышение образованности всего нашего окружения.

Кто основные потребители услуг в области юзабилити?

Основных категории две: клиенты-заказчики и внешние разработчики.

Клиенты-заказчики – это компании, выпускающие на рынок или заказывающие для себя некий продукт. При этом мотивов обратиться к юзабилити – специалистам может быть множество: образованность («продвинутость») отдельных лиц компании; общее понимание того, что «юзабилити – это хорошо»; жесткая конкуренция на рынке и отсутствие явных конкурентных преимуществ; желание сделать «все как надо» или «не хуже, чем у них»; наконец, наличие проблем с пользовательскими качествами продукции – как осознанное, так и нет.

Внешние разработчики – это компании, разрабатывающие софт на заказ. Они прибегают к услугам юзабилистов значительно реже и уж когда «совсем припрет». Мотивы – опять же, «знающий» человек (начальник); прямая просьба заказчика; либо проблемы со сдачей проекта, при том, что функционально вроде бы все на месте, а заказчик почему-то не доволен. В большинстве случаев разработчикам требуется «быстренько подправить» продукт, и полный цикл юзабилити-работ их пугает. Да и обращаются они к специалистам часто уже на последних стадиях проекта, когда принципиально изменить уже мало что возможно.

Сколько стоят качественные юзабилити-услуги, «хорошее юзабилити»?

Для оказания качественных услуг необходимы как ресурсы на изучение особенностей среды, продукта и его пользователей, так и ресурсы на проверку решений и проведение юзабилити-тестирований. Практика показывает, что стоимость работ над интерфейсом составляет от 5 до 50% в общем объеме затрат на разработку продукта. Например, затраты на проектирование веб-сайтов могут превышать суммарные затраты на их дизайн и кодинг. И это вполне нормально: технологии у всех одни, а бизнес-эффект здесь достигается во многом за счет качества интерфейса.

Хороший специалист по юзабилити всегда может принести пользу, даже предложив несколько простых и быстрых решений. По своему опыту могу сказать, что объем и глубина работ, а значит, и их стоимость может варьироваться в отдельных проектах очень сильно.

Конкретные суммы за эти услуги указать вряд ли возможно: все зависит и от юзабилити-подрядчика, и от самого проекта. Что еще раз хочется заметить: качественные услуги должны содержать необходимый набор этапов, и, значит, не могут быть очень дешевыми.

В чем выражается выгода качественных юзабилити-услуг? «хорошего юзабилити»?

Этих выгод немало. Если кратко и конкретно, то это: гарантия успешности продукта, снижение затрат на разработку (как это ни парадоксально), удешевление поддержки продукта, увеличение конкурентных преимуществ, снижение вероятности критических ситуаций, и, самое заметное и очевидное – увеличение экономического эффекта от использования продукта. Пример из собственной практики: занявшись юзабилити операторского места в страховой компании, мы увеличили общую скорость работы пользователей примерно в 3 раза. Это позволило компании-заказчику сэкономить на количестве персонала, технике, местах в офисах и т.д. Т.е. затраты на юзабилити в данном случае окупились очень быстро.

Что делать компаниям, заинтересованным в повышении качества интерфейсов разрабатываемых и внедряемых решений?

Для начала, осознать, что им необходимо потратить на интерфейс определенное количество усилий. Затем – понять, каким образом и в каких объемах им это необходимо, и насколько они готовы к этому. Вариантов множество: выращивать и образовывать собственных сотрудников, пригласить в штат специалиста или специалистов, заказать работу во внешней компании. Все варианты имеют свои плюсы и минусы. Я думаю, оптимальным шагом будет сначала получить консультацию от знающего человека. Можно, например, посетить семинары, которые проводятся российским отделением SIGCHI и пообщаться там со специалистами. Можно обратиться во внешнюю компанию – полагаю, общие рекомендации Вам дадут быстро и бесплатно. Мы, по крайней мере, так делаем.

Как можно стать профессионалом в области юзабилити?

Эта дисциплина и профессия – дело относительно новое как в мире, так и, тем более, в нашей стране. Прежде всего, необходимо понять, что, как, наверное, и в большинстве других профессий, большую часть времени придется заниматься не безумно захватывающим творчеством, а довольно рутинными операциями: сбором и обработкой данных, утомительными тестированиями, созданием текстовой и графической документации.

Если есть желание развиваться в этом направлении – начните с чтения литературы. Очень хороший эффект дает изучение психологии, поэтому лучше начинать читать именно психологические книги, они закладывают нужный фундамент. Это труды по когнитивной психологии и теории деятельности. Непосредственно «юзабилистические» книги, к сожалению, на русском языке почти не представлены – их придется изучать в оригинале, на английском. Идеально, если можно получить полноценное образование – как психологическое у нас в стране, так и профильное за рубежом. Например, есть программа User System Interaction при Техническом Университете г. Эйндховен (Нидерланды) — это одна из немногих бесплатных европейских программ, где можно научиться юзабилити и основам интерактивного дизайна (статья на эту тему). Затем надо стремиться работать по специальности. Пусть даже называться должность будет по-другому, но если в ее рамках вы сможете отрабатывать те или иные этапы разработки интерфейсов – прекрасно. Опыт, как и везде, очень важен. Есть возможность – идите работать именно на должность юзабилити-специалиста, либо в специализированную компанию. Пусть даже сначала вы будете «подносить снаряды».

И не прекращайте самообразовываться: читайте новые книги, материалы конференций, принимайте участие в обсуждениях.

Публикнуть: Добавить на News2.ru Добавить на Newsland.ru Добавить на Хабрахабр Добавить на Moikrug Заложить: Забобрить эту страницу! Добавить на Memori.ru Добавить на Delicious

Оставить комментарий

Anti-Spam Image