Поиск по сайту:

GUI.ruВзгляд изнутри

Теория и практика юзабилити: опыт показывает

Платон Днепровский
15.02.2007Платон Днепровский

Комментариев:

6

15 юзабилити-семинар RusCHI

Detrol For Sale Myambutol No Prescription Buy Exelon No Prescription Buy Online Glucophage Buy Nolvadex Online Cardizem For Sale Augmentin No Prescription Buy Plan B No Prescription Buy Online Imitrex Buy Lisinopril Online Lotensin For Sale Hgh No Prescription Buy Phentrimine No Prescription Buy Online Acticin Buy Lopressor Online Ayurslim For Sale Naprosyn No Prescription Buy Azulfidine No Prescription Buy Online Diarex Buy Prograf Online Sumycin For Sale Avodart No Prescription Buy Actos No Prescription Buy Online Glucotrol Buy Xeloda Online

Рынок юзабилити-специалистов, завышенные ожидания работников и работодателей, прототипирование и тестирование мобильных интерфейсов, эти дурные пользователи, большой почтовый брат следит за тобой, Mail 2.0, перевыборы генералитета RusCHI.

Вчера в Институте психологии РАН прошел 15 семинар RusCHI. Вот краткий отчет о нем, в дальнейшем попытаюсь привить себе привычку описывать наши семинары.

Вначале Дмитрий Филев (UsabilityLab) представил доклад, в котором он проанализировал юзабилити-рынок на основе данных, полученных с «HeadHunter»’а за месяц. Рассматривались вакансии и резюме, в которых встречались слова «юзабилити», «пользовательский интерфейс» и т.д.

Основные выводы вполне ожидаемы: рынок растет, под юзабилистов «косят» многие специалисты.

Мне также показалось интересным, что юзабилити-руководителей больше в рядах соискателей, нежели вакансий для них. Это немного удивляет: чтобы организовать хороший отдел (как сейчас пытаются сделать многие компании), необходим именно хороший руководитель, при этом свободных юзабилити-руководителей я (почти) не знаю. Что же будет, если все эти «спецы» найдут работу, станут руководить подразделениями, ставить работу, нанимать себе людей?

Дмитрий также рассмотрел рынок «классических» тестировщиков, и предложил нам искать кадры в их рядах. Идея интересная, правда, для меня не вполне однозначная. Тестировщиков, если мне память не изменяет, тоже вроде бы нехватка, и особых мотивов менять вид деятельности у них нет, разве что мифически большая зарплата.

Кстати, о зарплате. Интересно, что подтвердились некоторые мои соображения по этому поводу. Не секрет, что в нашей области день ото дня появляются вакансии, которые некому закрывать. И в последнее время даже рядовым специалистам предлагают вполне приличную компенсацию. На самом деле это лишь инструмент переманивания: реально объявленную зарплату не собираются платить даже теоретически. Обычно работодатели держат в голове сумму в 1,5-2 раза меньшую. «Всюду обман».

Затем Дмитрий Сатин (UsabilityLab) рассказал об опыте создания прототипов мобильных устройств и их последующего тестирования.

Прототипы у них в компании делаются в формате HTML, причем сама технология достаточно «продвинута»: можно менять шкурки «на лету», например. При этом само содержимое экрана сохраняется неизменным.

В ходе тестирования этих прототипов пользователям предлагалось работать с прототипом с помощью «мыши», кликая на изображение джойстика телефона и моделируя таким образом взаимодействие с ним. Вот в этой модели и кроется основная проблема: пользователи, привыкнув кликать по изображению джойстика, пытались так же кликать и по изображению экрана. Тем более, что в показанных нам экранных интерфейсах были очень «софтверные» кнопки, и у тестируемых рука так и тянулась к ним.

Решая эту проблему, коллеги даже пытались привить своим пользователям навыки работы с данным конкретным прототипом, «тренируя» их перед тестированием с помощью игры в «Крестики-Нолики». Но эти «дурные пользователи» все равно «тыркались» в экран, получая раз за разом сообщение о недопустимости своих действий.

Прототипы в целом выглядят весьма симпатично, но принцип работы с ними, на мой взгляд, не очень удачен:

  • Работая «мышью», очень трудно заставить себя моделировать работу с помощью виртуальных клавиш;
  • Для того, чтобы ткнуть «мышкой» в нужную кнопку, приходится прерываться и отрывать взгляд от экрана, что нарушает непрерывность деятельности;
  • «Ругательные» окна, которые «выскакивают» при кликах на экране, явно фрустрируют пользователей.

Мы в свое время сталкивались с проблемой, как тестировать на компьютере прототипы мобильных устройств. Наиболее успешным оказалось самое простое решение, что называется «в лоб»: пользователи взаимодействовали с прототипом с помощью обычной клавиатуры компьютера, а «лишние» клавиши, чтобы не мешались, закрывались специально склеенным картонным «кожушком». Этот подход не решает всех проблем, но большинства из озвученных позволяет избежать.

Задали вопрос: не лучше ли проводить тестирования непосредственно на самих телефонах? Конечно, лучше! Но создать работающий прототип для телефона (читай: запрограммировать новую «начинку») значительно трудное и затратнее по времени. И в большинстве случаев этим не могут заниматься юзабилити-эксперты, а значит, делает кто-то внешний (в нашем случае такой работой часто занимались специалисты заказчика). Соответственно, о легкости и скорости доработок-переработок придется забыть. А эти характеристики критичны для прототипов.

После чего началась «почтовая часть» программы: Иван Бурмистров и Ярослав Перевалов выступили на тему настоящего и будущего интерфейсов почтовых программ.

Иван подготовил весьма интересный доклад, в котором было представлено «интеллектуальное» направление развития почтовых сервисов. В частности, «почта будущего» строится на основе концепции «Внимательных пользовательских интерфейсов» (Attentive User Interfaces).

В рамках этой концепции рассматривалось, когда и как можно прервать деятельность пользователя и привлечь его внимание к свежей почте. Для правильного решения этой задачи требуется, во-первых, определить важность (срочность) письма, и во-вторых, определить момент, когда можно его «подсунуть» пользователю.

Например, момент прерывания может определяться на основе информации от датчиков, контролирующих рабочее окружение пользователя и его физиологические параметры: громкость и характер звуков в помещении, количество людей, освещенность, сердечный ритм, электрическая активность мозга, размер зрачка и прочее.

Вот картинка из доклада Ивана, которая иллюстрирует алгоритм выбора времени прерывания для разных случаев:




Честно говоря, становится немного не по себе, когда представишь, что почтовая программа буквально ходит с тобой в туалет. Самый настоящий «большой брат»!

Причина такого повышенного внимания к проблеме следующая: на «паразитных прерываниях» пользователи теряют более четверти своего времени, что в глобальных масштабах оборачивается многомиллиардными убытками (только в США – $588 млрд. в год).

В следующем докладе Ярослав проанализировал тенденции развития почтовых программ за последние 10 лет, а затем мы все вместе попытались проэкстраполировать их и «увидеть будущее».

Бурная дискуссия возникла вокруг «смычки» почтовых и IM-сервисов. По моему личному мнению, различия в них на данный момент обусловлены технологией и сложившимися традициями использования. На самом деле, отправляя сообщение, пользователь не должен задумываться, через какой сервис его отправить. Несомненно, необходима возможность настройки параметров (тип, статус сообщения), но все разговоры о том, что для «серьезной» переписки нужна именно почта, а для «легкой» – IM, не более чем некая ригидность мышления. Фактически, совершая выбор между вариантом отправки сообщения, мы как раз «присваиваем» ему статус «серьезности» или «несерьезности». И если такие статусы так уж необходимы, никто не мешает встроить возможность их реализации в такую «почтовую программу будущего».

Кроме того, мы немного поговорили о социальной составляющей «почтового взаимодействия», отсюда и родился термин «Mail 2.0», наполовину шутливый, наполовину серьезный.

На этом основная часть семинара закончилась. Дальше обсуждались оргвопросы.

Через 2 месяца перевыборы «верхушки» RusCHI. Вчера был сформирован «выборный» комитет в составе Екатерины Умновой, Анатолия Костина и Алексея Волкова. Основная задача комитета – регистрировать поступающие заявки, общаться с кандидатами и осуществлять информационную поддержку процесса.

Коллеги, которые являются членами RusCHI, в ближайшее время информация доедет до вас в списке рассылки. Пожалуйста, не игнорируйте ее и активнее включайтесь в процесс!

В общем, семинар оказался на удивление малосумбурным и полезным, что, на фоне ряда последних мероприятий, не может не радовать.

P.S. Вероятнее всего, 2 марта пройдет очередной выездной семинар в Санкт-Петербурге. Кому интересно – имейте в виду.

Публикнуть: Добавить на News2.ru Добавить на Newsland.ru Добавить на Хабрахабр Добавить на Moikrug Заложить: Забобрить эту страницу! Добавить на Memori.ru Добавить на Delicious

Комментарии (6)

RSS feed for comments on this post | TrackBack URI

1

Вот еще один обзор прошедшего мероприятия, более неформальный, что хорошо.

Александр Хмелевский15.02.2007 23:59
2

> P.S. Вероятнее всего, 2 марта пройдет очередной выездной семинар в Санкт-Петербурге. Кому интересно – имейте в виду.

Очень интересно! Буду с нетерпением ждать подробностей.

3

Про перевыборы подробнее пишут тут.

4

$588 млрд. в год - сомнительная цифра. По-монму, где-то десятичная точка затерялась. Кажется, ВПП Штатов будет меньше этой цифры :)))

5

Ярослав, я пересмотрел, у Ивана именно это число.
ВВП Штатов - в районе $12 трлн. Скорее всего, в этом исследовании, результаты которого приводил Иван (Spira 2005), взято максимально возможное значение потерь - нужно ж впечатление произвести.

Иван Бурмистров20.02.2007 20:09
6

Ярослав, есть же ссылка на первоисточник.

Оставить комментарий

Anti-Spam Image